«Любви все возрасты покорны», — сказал однажды Александр Сергеевич Пушкин. Безусловно, он прав. Объект любви всегда выбирается случайно. Мозг «отключается», начинает «работать» сердце. А ему, как говорится, не прикажешь кого любить. И получается иногда так, что сердце выбирает совсем не того человека, которого «желает» мозг, и к чему настроены моральные соображения. Об этой проблеме пишет Александр Куприн в произведении «Гранатовый браслет».
Вера Николаевна замужняя женщина. Она любит своего мужа, у них всё хорошо. Но у Веры есть тайный поклонник, который на её именины прислал ей подарок — гранатовый браслет, а также письмо с признанием в любви. Как мы узнали позже, у этого поклонника фамилия Желтков. Его сердце, к сожалению, выбрало неправильного человека с точки зрения моральных устоев института семьи в обществе того времени. Он прекрасно это понимает, но в то же время до смерти влюблён в эту женщину. А Вере его просто жалко. Она любит его по-человечески, а не как мужчину. Да даже если бы она его любила, общество бы не позволило им быть вместе, она бы не предала мужа. И Шеин, её супруг, это прекрасно понимает, поэтому разрешает Вере пойти на похороны Желткова.
Подобная ситуация складывается и в пьесе «Гроза». Александр Островский тоже говорит о том, что человек не волен в своих чувствах.
Катерина, будучи замужем, влюблена в Бориса. Но не безответно. Они скрывают свои отношения и видятся ночью, и то только когда Тихон, муж Катерины, в командировке. Борис предлагает ей уехать в тайне от всех и подпольно венчаться. Катерина вроде бы и соглашается, но не может предать мужа, и боится всеобщего осуждения, опять-таки из-за моральных устоев общества. Она не любит своего мужа, но всё равно обязана прожить с ним до конца своих дней. Не выдерживая гнёта и внутренних терзаний, она решает утопиться.
Таким образом, человек может любить абсолютно любого. Но бывает так, что общество ограничивает в этом выборе, угнетая человека и его природу. Людей, которые любят «не по стандарту», часто не понимают и поэтому осуждают. Но ведь это неправильно — осуждать человека за его выбор. Любить и быть любимым — вот оно настоящее человеческое счастье!