В своём выражении «Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его создала — он её переделывает» А. Франс рассуждает на тему взаимодействия природы и человека. Он указывает на безусловную взаимозависимость природы и человека, порождающую видоизменение человеком созданного природой.
Для начала следует разобраться, каким образом развиваются взаимоотношения человека и природы. Человек — биосоциальное существо, отделившееся от природы, но неразрывно связанный с ней. Именно благодаря природным условиям обеспечивается жизнедеятельность человека, удовлетворение его первичных потребностей (таких как потребность в воздухе, воде, пище). Взаимоотношения природы и человека условно можно разделить на три периода — согласно этапам развития человеческого общества — традиционный, индустриальный и постиндустриальный. В традиционном этапе человек только лишь пользовался созданными природой благами — собирал фрукты, ягоды, занимался бортничеством, охотился. Индустриальный этап ознаменовался попытками изменения окружающей среды — человек приручил диких животных, создал новые модифицированные породы; преобразовал целые ландшафты для земледелия; создал каналы, соединяющие моря. Постиндустриальный этап характеризуется созданием условий, ограничивающих вероломное вмешательство человека в природу и её переделывание, как это было ранее — создание заповедников и национальных парков, открытие программ защиты исчезающих видов животных и растений, стремление создать безотходный способ производства материальных благ. Таким образом, связь природы и человека заключается в непрерывном переделывании окружающей среды человеком, подчинении его собственным целям. Однако и природа на правах создателя вносит собственные коррективы в деятельность человека.
Приведу примеры, подтверждающее данное теоретическое положение. В произведении В. Астафьева “Царь-рыба” рыбак Игнатьич, который всю жизнь занимался рыболовством и делал это как никто другой, возомнил себя царём природы. Однажды, поймав огромную рыбу, он понимает, что не в состоянии справиться с ней. Чтобы избежать собственной смерти, ему приходится отпустить добычу. Встреча со столь сильным противником, символизирующим саму мощь природы, её нравственное начало изменила старого рыбака. Значит, не только человек в состоянии менять природу, но и природа может властвовать над человеком? Произведение показывает неразрывную связь человека и природы, чрезмерные попытки человека преобразовать её для удовлетворения собственных потребностей, а также пресечение этих попыток силами природы.
Другим примером может служить знаменитый сталинский “План преобразования природы”. Послевоенный период для южных областей СССР выдался ещё более тяжёлым, нежели для остальных регионов страны — чернозёмные области страдали от пылевых бурь, сносящих всё на своём пути. Они были вызваны неправильной системой земледелия, бесконтрольной вырубкой лесов и, конечно, военными действиями. Пылевые бури забирали до 15 см чернозёма, что негативно сказывалось на сельском хозяйстве. Сталин, видя угрожающую тенденцию в данном природном явлении, поручил создание искусственных лесных насаждений, водоёмов для предотвращения пылевых бурь и засух. План был выполнен, и теперь вся придорожная центральная Россия состоит из таких привычных для нас лесополос, спасающих урожай от катаклизмов. Это свидетельствует о положительном преобразовании человеком природы, сохранении её потенциала для дальнейшего удовлетворения своих потребностей.
В заключении хочется сказать, что взаимоотношения природы и человека всегда были, есть и будут одной из центральных проблем развития человеческого общества. Однако ясно одно — неразрывная связь человека и природы, а также их взаимное преобразование будут существовать ещё долгое время.