Какие поступки свидетельствуют о героизме человека? В чем заключается долг человека перед его Родиной? Можно ли считать героизмом исполнение этого долга, или принимать его как само собой разумеющееся? Эти и другие вопросы поднимает Ф. Сологуб в предложенном для анализа тексте. Они подталкивают нас к пониманию основной проблемы – исполнения священного долга перед Отечеством, в данном случае – воинской обязанности.
Эта проблема актуальна и в наше время, когда, несмотря на сокращение срока обязательной военной службы до одного года, молодые люди всё ещё пытаются уклониться от призыва в армию. Однако особенно остро она встает в годы войны, когда каждый человек, способный держать оружие, способен повлиять на судьбу свою и своего народа. В такие тяжелые для всего народа периоды особенно заметны различия между трусом и героем, ведь война показывает «истинное лицо» каждого. Так, Ф. Сологуб обращает наше внимание на позорное поведение Бубенчикова и Козовалова, которые «были угнетены» перспективой взять на себя ответственность за будущее своей страны. Казалось бы, студенты, взрослые люди! Очевидно, что ни любовь к своей «молодой жизни», ни нежелание воспринимать серьезно что бы то ни было (даже войну!) не могут считаться оправданием трусости молодых людей. Полной противоположностью Бубенчикова и Козовалова предстает перед читателями Пауль Сепп: его стремление защитить Родину буквально преображает эстонца: из «мешковатого» юноши он превращается в «рыцаря» и «викинга» с «решительной и твердой» походкой. Недаром и Лиза, которая также проявила героизм, вызвавшись идти на войну сестрой милосердия, полюбила Пауля несмотря на его, казалось бы, неподходящее социальное положение: она полюбила в нем «защитника Отечества».
Мысль о том, что защита своей страны – почетная и благородная обязанность каждого гражданина, почти «рыцарский» героизм, проходит через весь текст и, пожалуй, наиболее точно отражает позицию автора.
Невозможно не согласиться с Ф. Сологубом в том, что каждый истинно нравственный человек не может сидеть сложа руки, прятаться, бежать за границу, оставляя других жертвовать своей жизнью на полях войны. Примером такого духовно сильного человека служит Пауль Сепп – и Андрей Болконский из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Подвиг Болконского, поднявшего в сражении при Аустерлице упавшее знамя, личным примером вдохновившего обращенных в бегство солдат русской армии, служит примером подлинного героизма, бескорыстного и самоотверженного стремления сражаться во славу Отечества.
Подводя итог, сделаю следующий вывод: подлинный героизм проявляется не на словах, а в поступках человека, а защита Родины – не только естественное желание, но и моральный долг каждого из нас.